Как выглядел Николаев в 1822 году: взгляд английского путешественника
Николаевский областной краеведческий музей опубликовал пятую и заключительную историю из цикла «Иностранцы о Николаеве». На этот раз внимание уделено воспоминаниям английского путешественника и врача Роберта Лайолла (Robert Lyall), который побывал в Николаеве в 1822 году.
Об этом сообщает Николаевский областной краеведческий музей.
Лайолл — член Императорского общества сельскохозяйственных и естественных наук, анатомо-хирургического общества и ряда других научных организаций Великобритании. В 1825 году в Лондоне вышла его книга «Путешествия по России, Крыму, Кавказу и Грузии» (Travels in Russia, the Krimea, the Caucasus, and Georgia), в которой он оставил достаточно подробное описание Николаева начала XIX века.
«Город Николаев, учитывая количество построек, раскинулся на огромной территории. Все его улицы широкие и ровные, многие из них обсажены деревьями, но почти ни одна не замощена. Многочисленные каменные дома — небольшие, но элегантные. Очень мало из них можно назвать роскошными», — писал Лайолл.
Он также перечисляет ключевые объекты города того времени: церковь на центральной площади, ратушу с колоннадой, здание Адмиралтейства, доки, порт, картографическое депо, таможню, морские казармы, военно-морской госпиталь, штурманскую и артиллерийскую школы, а также обсерваторию у Спасского. По его словам, некоторые из зданий ещё строились во время его визита, но на момент публикации книги были уже завершены.
Особенное впечатление на путешественника произвёл «Кабинет редкостей» — первый музей Николаева, основанный в 1803 году адмиралом де Траверсе. Лайолл детально описывает коллекции экспонатов, хранившиеся в картографическом депо.
Он также отмечает активную морскую деятельность в порту:
«В гавани Ингула стояло несколько судов. В больших доках мы увидели фрегаты на 64 и 44 пушки. Мы поднялись на борт элегантной яхты главнокомандующего, на которой он ежегодно выходит в Чёрное море для обучения офицеров и моряков. Рядом стояли канонерские лодки с парусами и множеством вёсел, предназначенные для возможной войны с Турцией».








